Он призван занять от4 до 5 процентов рыночной ниши, в которой только в одной Европе ежегодно продается порядка 700 000 «каблучков» и которую так и не освоил Mercedes-Benz Vaneo, выпускавшийся совсем недолго, с 2002 по 2005 год. Кроме того, новинка поможет компании Daimler AG нарастить ежегодные мировые продажи легких коммерческих автомобилей к 2015 году до 400 тыс. единиц.
Mercedes-Benz Citan - это перспективный «каблучок» полной массой до 2200 кг. Причем немцы, еще не забыв о фиаско с Vaneo, не рискнули вло-
житься в создание абсолютно нового продукта по полной программе и договорились о совместной разработке с компанией, у которой уже есть собственный аналог такого автомобиля, причем аналог успешный. На фоне кризиса в европейской экономике ход вполне логичный: выпуск под разными эмблемами по сути одной и той же модели на одном и том же сборочном предприятии значительно снижает ее себестоимость, что не может не быть выгодно обеим сторонам подобного партнерства. По пути такого объединения усилий идут Peugeot, Citroen, FIAT и Opel, да и у самой компании Daimler AG есть долговременный опыт совместного с Volkswagen изготовления соплатформенных малотоннажных коммерческих автомобилей, соответственно Sprinter и Crafter, полной массой до 5 т.
Так кто же стал новым мерседесовским партнером и что за автомобиль было решено взять за основу? Речь идет о французской компании Renault и о ее одной из лучших и, как следствие, одной из самых популярных среди аналогов модели - Kangoo. Именно ее и взяли за основу перспективного мерседесовского малотоннажника. А чтобы не нести репутационных потерь, внешность и конструкцию «француза» подвергли изменениям, позволившим говорить о Mercedes-Benz Citan не как о продукте бэйдж-инжениринга, а как о вполне самостоятельной разработке.
Восприятие и ощущения
Что же специалисты Daimler AG привнесли во французский автомобиль помимо эмблемы на облицовке радиатора? Изменилась, например, сама облицовка, а также головные фары и передний бампер - теперь передок малотоннажника перекликается с обликом легковых моделей немецкого автопроизводителя. В результате Mercedes-Benz Citan уже не упрекнешь в отсутствии узнаваемости. К тому же стилисты слегка подправили и его заднюю часть, а некоторые модификации вдобавок получили колесные колпаки со знаменитой трехлучевой звездой, благодаря которым новый мерседесовский «каблучок» не спутать с французским прообразом даже сбоку.
Главное нововведение в салоне - измененная передняя панель. Но не она одна должна дарить будущему владельцу ощущение, что он находится за рулем истинного «Мерседеса». Такое чувство должно возникать в первую очередь за счет доработанной подвески. Чтобы исключить свойственную Renault Kangoo валкость при прохождении поворотов и повысить остроту управления, немецкие конструкторы подобрали для Mercedes-Benz Citan новые стабилизаторы поперечной устойчивости, шины и амортизаторы, а также изменили жесткость и высоту пружин. Сюда же следует добавить и применение системы электронной стабилизации (ESP) новейшего, девятого, поколения - гордости специалистов по безопасности Daimler AG. Причем она включена в состав базовой комплектации, в которую также входят шесть подушек безопасности, центральный замок и боковые зеркала заднего вида с электроприводом. Рычаг переключения коробки передач для удобства использования сделан в виде компактного джойстика, располо-
женного на центральной консоли с правой стороны от рулевого колеса. Решен вопрос и с личными вещами водителя: для них в правой части приборной панели предусмотрен объемный перчаточный ящик, а еще один вещевой бокс разместился между передними сиденьями.
Версии и вариации
За исключением вышеназванных нововведений и по конструкции, и по гамме модификаций, и по основным эксплуатационным характеристикам Mercedes-Benz Citan весьма точно воспроизводит Renault Kangoo. Новинку рассчитывают вывести на рынок с тремя вариантами длины кузова (3,94, 4,32 или 4,71 м) и с тремя вариантами исполнения салона: пассажирским, грузопассажирским и чисто грузовым (в последнем случае грузовместимость в зависимости от внешних габаритов будет колебаться от 2,3 до 4,6 куб. м).
Под капот перспективного мерседесовского «каблучка» планируется устанавливать хорошо себя зарекомендовавшие двигатели из моторной линейки Renault Kangoo. Это три версии турбированного 1,5-литрового 4-цилиндрового дизеля мощностью от 75 до 110 л.с, а также форсированный бензиновый мотор мощностью 114 л. с. С ними планируется агрегатировать 5-ступенчатую или 6-ступенча-тую механическую коробку передач. Для снижения расхода топлива в условиях городского движения будет применяться система «старт/стоп», автоматически глушащая мотор во время остановок на светофоре и автоматически запускающая его при нажатии педали газа. Думается, подобная система окажется как нельзя кстати, ведь основная масса перспективных Mercedes-Benz Citan найдет применение именно в современных мегаполисах.

__________________________________________________


НА АВТОМАТЕ
Прогресс не стоит на месте, и автобус с ручной коробкой передач сегодня выглядит почти анахронизмом. Причем дело уже не только и не столько в заботе о водителях, сколько в прямой экономической выгоде.
В сфере городских пассажироперевозок долгие годы синонимом слова «автомат» была ГМП (гидромеханическая передача). Принцип ее действия основан на повышении крутящего момента двигателя в гидротрансформаторе. Механическая же часть таких коробок состоит из дополнительного редуктора, причем предпочтительно планетарного. Он наиболее компактен и позволяет легко реализовать несколько передаточных чисел. Из общих преимуществ современных «автоматов» с ГМП следует отметить уменьшение расхода топлива, повышение ресурса узлов двигателя и трансмиссии, отсутствие разрыва потока мощности при разгоне, возможность эффективного торможения двигателем. К недостаткам можно отнести конструктивную сложность и, как следствие, несколько большую стоимость по сравнению с обычной «механикой» и механическим сцеплением.
При всем богатстве выбора
Современные коробки с ГМП целесообразно рассмотреть на примере продукции компаний Allison и Voith. У этих фирм имеется богатый опыт разработки автоматических коробок передач и масса идей по повышению эффективности городских автобусов. Allison предлагает две серии КП - 1000/2000 и Torqmatic (первая предназначена для легких машин, вторая подходит всем). Одним из преимуществ автоматов с ГМП является то, что они позволяют применять двигатели меньшей мощности. То есть по своим динамическим показателям 200-сильный автобус с ГМП вполне может соперничать с 250-сильным с «ручной» коробкой.
Оптимизировать характеристики силового агрегата призваны новые электронные системы, разра-
ботанные компанией Allison. К примеру, система RELS помогает экономить топливо при остановках с включенной передачей (режим коробки D). Давление в контурах трансмиссии в этом случае снижается, но поддерживается на необходимом уровне, чтобы автобус не откатывался назад. В итоге уменьшается нагрузка на двигатель, что не только позволяет экономить топливо, но и несколько увеличивает ресурс мотора.
Более сложная система LBSS действует на основании сигналов с множества датчиков и призвана оптимизировать момент переключения передач в зависимости от нагрузки. Коробка «знает», едет ли автобус в горку или по ровной дороге, наступил ли час пик или в салоне заняты только сидячие места. Эта система уже успела пройти некоторую модернизацию. Ее новый вариант под названием SESS старается по возможности раньше переключаться «вверх» на более экономичные передачи.
Вершиной же инженерной мысли сегодня являются коробки, способные общаться с двигателем в двустороннем режиме. Скажем, система VAC (контроль ускорения транспортного средства) не позволит водителю лихачить - выходная мощность двигателя контролируется, и если она, по мнению VAC, оказывается излишней, агрегат получает команду сбавить обороты.
Особенностями АКПП Voith DIWA 5 являются встроенная диагностическая программа и возможность быстрой настройки системы управления в зависимости от режима работы и рельефа местности (например, крутые подъемы). Также предусмотрена возможность замены фильтра без замены масла, имеются датчик уровня масла, новый модуль управления Е300 с программным обеспечением и диагностическая система ALADIN. Блок Е300 полностью руководит работой трансмиссии и переключает передачи таким образом, чтобы достигалась наибольшая экономия топлива. Все эксплуатационные данные записываются, что помогает максимально оптимизировать работу узла. При поломке выдается не просто сигнал о неисправности, а конкретное указание, что именно вышло из строя. Трансмиссия стала более компактной и занимает меньше места. Это по достоинству оценят производители автобусной техники, борющиеся за каждый свободный сантиметр. Упомянем и то, что DIWA 5 оборудована собственным радиатором, то есть не требует подключения к системе охлаждения двигателя.
Одной правой
Теперь присмотримся внимательнее к роботизированным механическим коробкам. Этот тип появился сравнительно недавно, и его главные козыри - высокая степень унификации с ручными КП и высокий КПД, характерный для механических коробок. Немаловажно и то, что в век электроники роботизированные коробки зачастую оказываются дешевле других типов автоматических трансмиссий.
Однако есть и минусы. Так, в роботизированной коробке никуда не деть разрыв потока мощности при переключении, а для городского автобуса это означает большее время разгона и снижение маршрутной скорости, что в свою очередь приводит к необходимости увеличения количества подвижного состава. То есть экономическая эффективность «робота» на городском автобусе неочевидна, тем более что и сцепление при этом используется традиционное, просто автоматизированное. В общем, следует признать, что роботизированная «механика» неплохо подходит для магистральных тягачей и туристических и междугородных автобусов, но мегаполис - не ее стихия.
Познакомимся поближе
В качестве примера двух типов современных автобусных трансмиссий приведем автоматическую коробку с ГМП ZF EcoLife6AP 1700В и автоматизированную трансмиссию l-Shift от Volvo.


[Главная] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]
Hosted by uCoz